Новости – Общество
Общество
Здесь были джинны
Храм святого Луки. Фото: windoftravel.com
История и судьба заброшенных сел в окрестностях Севастополя
29 декабря, 2015 16:48
9 мин
В разные времена в окрестностях Севастополя селились разные народности. От многих культур дожили и сохранились до наших дней крепости, скульптуры и иные достопримечательности. Но в Севастополе и рядом с городом есть и неприметные места, в которых когда-то кипела жизнь, но вот уже последние несколько десятилетий не ступала нога человека. «Русская планета» разыскала заброшенные села и узнала их историю и судьбу.
– Крым — это сочетание многих миров, — рассказывает корреспонденту РП крымский историк Александр Пилипенко. — В разное время в Крыму и в Севастополе к власти приходили люди с различными религиозными взглядами. К примеру, когда правили иконоборцы, иконопочитатели уходили в дальние, уединенные места, чтобы там поклоняться иконам. Их вполне устраивала изоляция, они предпочитали селиться вдали от чужаков. Именно это обстоятельство объясняет те факты, что многие заброшенные сегодня деревни расположены в недоступных и труднопроходимых местах.
По словам Пилипенко, иконопочитатели строили храмы и монастыри, вокруг которых в дальнейшем образовывались села и деревни.
– Запустение этих сел произошло тогда, когда люди потеряли смысл прятаться. Они спустились к людям, а те места, где раньше проходил их быт, начали занимать скрывающиеся преступники, отшельники. К примеру, во время Второй мировой войны многие местные евреи прятались от нацистов в таких заброшенных деревнях и селах.
Одно из подобных поселений — село Мармара, раньше находилось на границе Севастополя и Бахчисарайского района.
– Мармар — это средневековый памятник, — говорит Александр Пилипенко. — Сегодня там сохранились развалины средневекового монастыря.
Впервые примерное местоположение села определил немецко-русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник Петер Паллас. В своей книге «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства» он написал, что деревня Мармара, прежде населенная греками, теперь покинута: «У скалы, называемой Чаплак-кая, в уступе которой выдолблены кельи монахов, сходные с инкерманскими, известные здесь под названием Кара-коба, затем далее под именем Шулдан».
В наши дни о местонахождении Мармары мало кому известно. На карте ближайшим к ней пунктом значится село Родное. Но местное население о Мармаре даже не слышало.
– Заброшенное село находится где-то недалеко. Там есть развалины заброшенного монастыря, — говорю я, показывая карту жителю села Родного Олегу.
– Вероятно, это монастырь вон на той горе, — отвечает юноша. — На машине до него не доехать, да и так вы его не найдете. Мы наткнулись на него случайно всего один раз, когда катались в горах на мотоциклах. Специально же даже я его сейчас не найду.
Монастырь носил название Шулдан и действовал с VIII по XIII века. Он находился в скале и насчитывал два храма и около 20 помещений. В дальнейшем он стал составной частью пещерного монастыря Чилтер-Мармара, действовавшего с VIII по XV века. Кстати, сегодня происходит его возрождение. Монахи снова поселились под его стенами, и теперь он является мужским пещерным монастырем Преподобного Саввы Освященного.
В противоположной стороне от села Родного, в полутора километрах когда-то располагалось еще одно теперь уже заброшенное село Кучки.
– Кучки — это уже русское название села, — говорит историк. — Когда-то оно носило татарское название Сурташ. Оно было основано еще в древние века потомками готов и аланов. Когда-то там располагалась крепость, оберегавшая местное население от неприятеля, а также церковь святого Георгия, действовавшая в эпоху княжества.
Бывшее село Кучки. Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»
Бывшее село Кучки. Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»
Сегодня от крепости не осталось и следа.
– В Кучках нет ни села, ни крепости, ни церкви, ни каких-либо остатков и упоминания о былой жизни. Сейчас там организован летний отдых с рыбалкой, а близлежащие земли выкуплены и принадлежат частным лицам, — говорит местный житель Олег.
На том месте, где были Кучки, у дороги пасется одинокая корова. Окружающие земли перекопаны и спрятаны за высокими заборами.
Во время Великой Отечественной войны рядом с селом проходили боевые действия. Там находились немцы, которые были обстреляны в декабре из крейсера «Красный Крым». Расселено оно было в период с 1968 по 1977 годы.
– Еще одним заброшенным населенным пунктом в Севастополе является Сары-Кермен, — рассказывает Пилипенко. — Так могли называть Херсонес, который был виден из разных точек Севастополя, но это всего лишь одна из гипотез. Пока это легенда и неисследованный эпизод истории.
Впервые Сары-Кермен упоминается в книгах известного османского путешественника Эвлия Челеби.
– За свою жизнь Эвлия Челеби побывал в Крыму три раза: в 40, 60 и 80 лет, у него издано три разных книги о его путешествиях по полуострову, — говорит историк. — По преданиям, Челеби долгое время болел, и в одну из ночей ему приснился ангел смерти, сказавший: если он хочет жить, то прямо сейчас должен отправиться в путешествие, и тогда он дарует ему долгую жизнь. Эвлия Челеби так и поступил и в итоге умер в глубокой старости богатым и знаменитым. Например, у него была легенда о каменном крымском великане Сал-Сал. Племя этого великана жило в горах. Каменные пещерные города в Крыму соорудили дети Сал-Сала, а некоторые горы — это черепа его сыновей. По легенде, генуэзцы вступили в схватку с этими великанами и хитростью одержали победу. Затем в Крым пришли турки, которые обратили генуэзцев в джиннов. Интересно: на турецком языке генуэзцы называются «джиновезы».
Еще одно заброшенное село называется Лаки, оно находилось в Бахчисарайском районе между селами Высоким и Верхоречьем.
– Село Лаки — это древняя греческая деревня, названная в честь святого Луки, — говорит историк. — Она была построена древними православными греками рядом с храмом, возведенным в его же честь. В те времена в тех местах были в основном греческие поселения. В годы Великой Отечественной войны эта деревня была сожжена немцами.
До недавнего времени в селе сохранялись остатки церкви святой Троицы, возведенной еще в начале XV века. Также недалеко от нее разместились развалины еще более древнего храма и остатки кладбища. От церкви Святого Луки сохранились лишь колокольня да ряд помещений. Примечательно, что в районе села обнаружены следы двух небольших поселений, датируемых VI–VIII веками.
О расстреле немцами жителей Лаки пишет Михаил Македонский в своей книге «Пламя над Крымом»: «Сегодня, 24 марта (1942 года), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8-месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли».
Другое покинутое село, Ласпи, разместилось высоко в горах. Его построили еще в VIII веке. Сейчас там сохранились лишь развалины монастыря.
– Вероятнее всего, бухта Ласпи получила свое название в честь этого села, — говорит историк. — Бухты переименовывались чаще, чем населенные пункты. О том, что же все-таки означает само слово Ласпи и откуда произошло это название, никому не известно.
О пещерном монастыре местные жители слышат впервые, но все же удается разыскать Володю, который может показать верное направление.
– Развалины монастыря находятся вон на той горе, — говорит он. — На машине вы туда не проедете: путь преграждает шлагбаум. Пешком же в гору идти часа два. Я сам туда на скутере ездил. Случайно на этот храм наткнулся. А еще на соседней горе у нас располагается храм Солнца. Кажется, его чаще посещают туристы.
Ласпи — это старинное греческое село рядом с монастырем, датированным VIII–XIII веками. В период с 1778 по 1783 годы православное население было выселено из Крыма. Эта участь постигла и деревню Ласпи, откуда выгнали 128 греков, оставивших после себя лишь 30 разваленных домов. Возрождаться село начало лишь к 1842 году. Сегодня Ласпи входит в состав Балаклавского района Севастополя и числится как дачный участок, без постоянного населения, площадью 21,4 га.
– По одной из версий, слово «ласпи» переводится с новогреческого и обозначает «грязь», —рассказывает корреспонденту «Русской планеты» севастопольский экскурсовод Александра Осипова. — Это название объясняется геологическими и климатическими особенностями. Тут сохранились остатки средневекового греческого храма на горе Ильяс-Кая, а также ряд христианских памятников.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости