Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Литературный мир как менеджерский. Только тут меньше денег»

Фото: Элина Мятыга
Писатель и публицист Платон Беседин — о писательской ответственности, научном будущем Севастополя и «промежуточных позициях» в украинском вопросе
Анна Чудакова
21 октября, 2014 07:45
15 мин
Платон Беседин — известный писатель, литературный критик и публицист. Родился в 1985 году в Севастополе. Еще в детстве, с 7 до 9 лет, он написал свою первую приключенческую книгу о коте Каспере. А в молодом возрасте запомнился современным читателям такими романами, как «Книга греха», «Ребра» и «Учитель». У Платона два высших образования: радиотехническое и психологическое. Он долгое время жил и работал в Киеве — отсюда его неоднозначная публицистика и комментарии о том, что происходит сегодня на Украине. Его нельзя назвать ни левым, ни правым. В Facebook Платон высказывается в том духе, что его дело как писателя — искать несправедливость независимо от того, под каким флагом она вершится. Рассказы Беседина переведены на немецкий, английский и итальянский языки.
– Вы перепробовали много разных профессий. Почему остановились на написании книг?
Кем я только ни работал, — вспоминает Платон. — Был и грузчиком, и менеджером, и журналистом… Я изучал жизнь, искал себя. Сначала я считал, что писать — это моя миссия. Затем она переросла в потребность, а после в ответственность.
Первый роман «Книга Греха» был написан автором в 2012 году.
Это очень жесткое произведение, — уточняет Беседин. — Я не сглаживал, а наоборот, заострял в нем углы. Помню, как долгое время я не мог его дописать. Мы тогда с женой жили в Киеве, и мне приходилось много работать. Увидев это, супруга сказала: увольняйся, и я уволился. Правда, потом четыре месяца не мог найти работу, и ее это стало раздражать (смеется).
– Вы давно вместе?
Уже шесть лет. У нас ребенку скоро год будет. Я вообще считаю, что семья — это хорошо. Она прививает ответственность за собственные поступки, понимание того, что вы вместе, что вы одна плоть, а это очень важно.
– Но ведь в «Книге греха» вы описываете совершенно иного человека. Как вы подбираете сюжеты и героев для своих книг?
Я пишу от первого лица, раньше пробовал создавать иные персонажи, но потом совсем обленился. Мой герой во многом похож на меня. Часто я описываю случаи из собственной жизни. Правда, иногда бывает, что я сначала пишу, а уже потом со мной происходит такая же ситуация. Вот это, наверное, самое страшное в моей работе. А вообще, у меня есть произведения куда лучше, чем «Книга греха». Например, «Ребра» или «Учитель». В последнем я описываю мальчика, который живет в Крыму во времена распада СССР. Мир меняется, он не понимает того, что происходит вокруг. По сути, это описание моего детства, непростых отношений с родителями, периода взросления и познания жизни.
– Ваши произведения довольно пессимистичны, почему?
Я социопат. По сути, жизнь печальна. У меня было не очень счастливое детство. Так получилось, что я воспитывался на фильмах типа «Реквием по мечте», читал подобную литературу.
– На кого из авторов вы ровняетесь?
По-моему, это очевидно из моих книг. Гоголь, Достоевский и Чехов.
Размышляя вместе с Беседеным, мы приходим к мысли, что, пожалуй, в классической русской литературе нет «позитивных» авторов. Ведь, кого ни возьми, будь то Гоголь, Толстой или Тургенев, все они писали о страданиях и боли.
В русской душе заложен православный код с языческими корнями, — рассказывает автор. — Возможно, даже аскетизм. Нет ничего удивительного в том, что наша классика отличается от зарубежной литературы. Русского человека видно сразу. Мы другие и все понимаем по-своему. Я не понимаю русских людей, которые принимают ислам или становятся баптистами. Они все равно останутся русскими. И не нужно кошку перекрашивать в собаку.
Когда Платон с супругой жили в Киеве, к ним в гости приехали ее родственники из Германии. Увидев, как горожане ловят рыбу в Днепре, те удивились и заметили: «Как же много у вас живет богатых людей». Оказалось, для того, чтобы в Германии ловить рыбу, нужно не просто купить удочку, но и пройти специальные обучающие курсы, получить разрешение, оплатить место. В общем, это довольно дорогое удовольствие, платить за которое русскому человеку даже в голову не придет.
– Расскажите о литературной тусовке. Насколько важна она для писателя?
Есть понятие «тусовка», а есть литературная среда, — замечает Платон. — Тусовка важна для некоего статуса, в то время как литературная среда — для творчества. Очень мало авторов, которые сидя в изоляции, в одиночку, вдруг создавали хорошие вещи. И дело тут даже не в создании произведения, а в росте самого автора. Есть, конечно, такие литераторы — Кафка, Пруст — но их очень мало.
Беседин рассказал, что в русской литературе есть традиция: «автор ездит на поклон». Горький ездил к Толстому в Ясную поляну, кто-то встречался с Чеховым. Опытные авторы могут подсказать и помочь начинающим. Но сейчас этот институт утерян. Фактически все свелось к кучкованию, где они просто хвалят друг друга. При этом мало кто занимается молодыми авторами. Чехов, Толстой, Горький много помогали начинающим писателям, а сейчас такого рвения среди литераторов нет.
Я не очень люблю общаться, — признается Беседин. — Мне сложно, я не знаю, о чем говорить на подобных сборищах. Даже приезжая на эфиры, я сижу особняком. При этом мне кажется, что искренность вредна в литературе. Здесь надо юлить. Литературный мир такой же, как и менеджерский. Только тут меньше денег и больше амбиций. А люди более рефлектирующие и несдержанные.
– Что бы вы могли посоветовать начинающим авторам?
– Молодым коллегам я советую быть хитрее и коммуникабельнее, если они хотят добиться успеха. А почему нет?! Наверное, это правильно, если мы делаем карьеру. Правда у кого-то это получается, а у кого-то нет. Есть такая фраза у Булгакова: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут». Фраза, конечно, красивая, но скольким порядочным и интеллигентным людям они жизнь сгубила. В литературе, как, впрочем, и везде, рулят либо проныры, либо большие таланты. Конечно, главное сегодня — это медиа. Хотя тут есть опасность превратиться в медиа-героя. Поэтому надо знать, на что ты идешь.
Беседин рассказал, что он человек очень зависимый. Хотя алкоголь не пьет больше года.
Я уже столько отпил за свою жизнь. К тому же я не бабник. К женщинам отношусь по-другому. Они интересней, лучше нас, прозорливей. Мы ограниченные существа. Раньше я много курил. Но это было раньше, от этой жизни тупеешь и оскотиниваешься. Я зависим от еды, очень люблю шаурму, от соцсетей. Но я не мог бы быть наркоманом, сразу бы умер.
– Писатель, в конце концов, хочет запомниться людям. Чем хотите запомниться вы, чтобы много лет спустя говорили «был такой автор из Севастополя, который...» Который что?
Текстами надо запоминаться. Но свой текст я еще не написал. Для того чтобы остаться, нужно написать текст, в котором отразится эпоха, который будет людей чему-то учить. Нужно, чтобы было весело и грустно, отразило ум и настроение людей нынешней эпохи. Публицистика вся отходит. Остаются только большие хорошие романы. Еще, конечно, хочется запомниться порядочностью. Хочется, чтобы говорили: «Вот, был Платон Беседин, он был порядочен и его ничто не сломало». При этом и текст, и автор должны быть на уровне. Хотя, с другой стороны для литературы нужно хулиганство. Люди любят революционеров.
Платон заметил, что раньше он состоял в паре писательских союзов, возможно и сейчас в них состоит.
Но я не их сторонник. Мой дедушка сейчас хочет, чтобы я вступил в члены Союза писателей. Я не против, но мне кажется, что это не главное. В этом есть какое-то тщеславие. В советские времена это приносило деньги, дачи, квартиры, а сейчас глупо на это надеяться.
– Роман Сенчин утверждает, что публицистика мешает писательству, мол, писательская сила, энергия, растрачивается на мелочи. Как у вас получается это совмещать? Или это ради заработка?
Мало кто из авторов сегодня может просто жить на гонорары от литературы. Только единицы. Остальные все работают дополнительно. Мне публицистика не мешает. Хотя конечно, когда я пишу роман, я скрываюсь от всех. Например, пока я писал «Учителя», то прожил месяц в деревне. Я жил книгой, и это было здорово.
На Украине Беседин последний раз был в сентябре.
Я вообще часто там бываю. У меня две родины — Россия и Украина, ведь я родился в Советском Союзе. На Евромайдане я тоже был. Я знал, что в стране происходит переворот, что это значимая дата в истории нашего народа, и не мог это пропустить.
– Что там происходило? Правда ли, что в чай подмешивали какие-то наркотические вещества?
Я там и ел, и чай пил. Никаких наркотиков не обнаружил. Были, правда, случаи диареи у некоторых людей, но я думаю, что это просто от жирной пищи. А вообще Майдан был хорошо спланирован. Было ощущение, что к нему долго готовились. Там была масса свежей еды, да и люди вели себя отрепетировано.
– Вы не скучаете по той Украине, которая было до войны? Мир возможен?
У меня всегда было ощущение, что на Украине мы были лишние. Многие из украинских авторов нас за своих не считают. Но это не определяется тем, украинец ты или нет. Это скорее вопрос интеллигентности человека, его внутреннего состояния.
Однажды на выставке во Львове Платон сидел рядом с одной писательницей. Они подписывали сборники «Украина–Европа». Когда женщина увидела, что он подписывает книги: «Платон Беседин», она спросила автора: «Так это вы?» На что он ответил: «Да», после чего писательница встала и отошла.
Мне кажется, что литература должна быть единой и беспристрастной, — замечает автор. — Сейчас модно поддерживать Украину, а не Россию. Хотя я этого не понимаю. Нельзя говорить, что одни агрессоры, а другие святые. Мне часто приходят сообщения типа: «Мы давно с тобой общались, но я тут увидел тебя там-то там то. Ты путинский холуй...» На что я спрашиваю: «А ты вообще слышал, что я говорил? Только что мне пришло такое же сообщение от другой стороны». Но это им безразлично. Им важно не что ты говорил, а с кем ты рядом стоял. Грустно, когда люди мыслящие живут по принципу «кто с кем стоял и под каким флагом». Мир, конечно, возможен. Ведь Россия и Украина не могут друг без друга. Это два братских народа. Ну а когда, я не знаю.
– Вас приглашают в программу Соловьева. Насколько вы верите в то, что там происходит? Чего вы добиваетесь, зачем туда ходите?
Я нормально отношусь к Соловьеву и его передаче. Они отражают определенное мнение с определенными взглядами. Объективности нет ни в одной программе. Это нормально, когда на государственном телевидении защищают государство. Мне симпатичен Соловьев как профессионал. К тому же там выступают совершенно разные люди, которые излагают разные точки зрения. Честно говоря, мне все равно куда ходить. Для меня это площадка. Почему я должен себя ограничивать?
Беседин уточнил, что для него важно донести свою личную точку зрения.
Я хожу и на другие передачи. Меня часто спрашивают: «Куда вас поставить?», так как я являюсь своеобразной серединой. Для меня комплимент, когда не понятно за кого я. Вроде бы и за тех, и за этих. При этом я выступаю за мир и общечеловеческие ценности. Человек должен доносить свою точку зрения, особенно если учитывать, что сейчас очень мало промежуточных позиций. Прежде всего, я за диалог.
По мнению Беседина, у севастопольского, крымского писателя есть свои родовые, территориальные особенности. Он посетовал на то, что в Крыму очень мало авторов, которые пишут о своем регионе. О том, как жили здесь люди в 90–е годы.
Севастопольские авторы очень мало исследуют нашу жизнь. У них нет местного колорита, а если он и есть, то его слишком много. Нет золотой середины. Поэтому я и стал писать «Учителя», историю взросления школьника в эпоху перестройки. Это история моей жизни, воспоминания о моих детских эмоциях. Такая пограничная зона в период распада СССР и становления Украины. Ощущение двойственности, того, что мы погружаемся в новый мир в контексте неустроенности.
– Каким вы видите будущий Севастополь?
Многие предлагают сделать Севастополь курортным городом, другие хотят закрыть его и сделать военным. Я считаю, что и то, и то — безумие. Необходимо развивать научный потенциал города. Ведь сколько у нас различных институтов и научных сотрудников. Я считаю, что это правильно, и что именно тогда наш город сможет возродиться.
– Коктебель считается своеобразной писательской Меккой. Не слишком ли преувеличено сакральное значение этого места?
Там диссонанс реальности с историей. Если бы там не разворовали все, дома отдыха, пансионаты, дом Союза писателей, то там до сих пор было бы комфортно. Но там все разворовали, уничтожили сам Коктебель. Загрязнили его и толком ничего не делают. Он сакральный, там есть определенная энергетика. Надо о нем заботиться.
– Правда ли, что писатели взрослеют позже других людей, и успеха достигают, соответственно, позже?
Мартин Эмис сказал, что писатель — это человек, который никогда не повзрослеет. Молодым прозаик считается после 35 лет. Есть, конечно, исключения, но мне кажется, что это не хорошо для прозаика — состояться раньше. На него могут повесить ярлык «вундеркинд». У Бориса Гребенщикова есть замечательная фраза: «Некоторые старятся раньше, чем начинают взрослеть». Вот это про писателя. Он должен быть взрослым опытным ребенком, который заново открывает мир.
– Какова миссия женщины в жизни писателя?
Это основная читающая аудитория, это муза и поддержка. Если бы у Булгакова, Достоевского, Толстого не было таких жен, то возможно не было бы и таких авторов. Софья Андреевна Толстая поднимала детей, вела хозяйство и редактировала тексты мужа. Вообще, женщина — это недооцененный элемент в литературе. Почему есть памятники Толстому, и нет памятника его жене? Где памятник жене Булгакова, Достоевского? Ведь многие авторы состоялись именно благодаря женам. Женщина для писателя — это все.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ