Новости – Общество
Общество
«Мы, граждане России, на российском судне не могли войти в российский порт»
Вид на город Севастополь. Фото: Мария Деркунская / ТАСС
Когда Севастополь сможет стать Меккой отечественного яхтенного туризма
12 апреля, 2016 17:16
10 мин
Российские бизнесмены, увлеченные парусным спортом и вдохновленные возможностями свободной экономической зоной, решились создать в Севастополе парусный монофлот. Их привлекла уникальная природа, подходящий ландшафт и теплая погода. Реализация идеи началась с прихода первых трех лодок. В течение года рядом пришвартуются еще семь однотипных парусно-моторных яхт. Однако планы куда более амбициозные. Через несколько лет здесь, у причала, будут стоять сорок идентичных судов. Благодаря такому флоту в Севастополе можно будет проводить полноценные спортивные соревнования, яхтенные регаты и в полной мере развить водный туризм.
Вадим Денисов недавно переехал из Санкт-Петербурга в Севастополь. Он яхтсмен и один из тех рисковых бизнесменов, кто оценил всю прелесть южного побережья Крыма, только не с туристической, а с коммерческой стороны.
– С вхождением Крыма и Севастополя в Россию появилась возможность заниматься яхтингом на Родине. Ведь это здорово, когда российские яхтсмены могут, не выезжая за границу, ходить в своих же территориальных водах на судах под российским флагом. У нас не было такого природного достояния — Крым. Попытки что-то выстроить делают и в Санкт-Петербурге, и в теперь уже олимпийской столице — Сочи, но такого уникального сочетания, таких гаваней на южном берегу нет ни в одном из регионов России. В Питере холодно, а в Сочи нет такого берега, — объясняет яхтсмен.
Яхтам — быть
В марте 2015 года Олег Белавенцев, полномочный представитель президента РФ в Крымском федеральном округе, заявил о том, что яхтенный туризм должен стать бюджетообразующей отраслью полуострова и внести весомый вклад в экономику региона, повысив статус и привлекательность Крыма не только для российских, но и для иностранных туристов. За этим последовало письменное обращение к Владимиру Путину. Президент, в свою очередь, инициативу поддержал.
– В прошлом году у нас работала межведомственная комиссия, теперь на всех уровнях исполнительной власти понимают необходимость развивать отрасль. Мы подробно изучаем опыт средиземноморских стран для того, чтобы взять лучшее из того, что есть у них, — подтверждает Владимир Надыкто, федеральный инспектор по Севастополю аппарата полномочного представителя президента России в Крымском федеральном округе.
Уже упомянутый опыт средиземноморских стран, показывает: водный туризм развивается лишь тогда, когда он не задушен немыслимыми пошлинами и НДС. Например, Хорватия — страна-эталон развития яхтенного спорта. Там сделали акцент на создание чартерного флота, поэтому в помощь заинтересованным бизнесменам были разработаны специальные льготные программы и создано грамотное морское законодательство.
– Если говорить о Севастополе, то и здесь даны уникальные условия, не только природные, но в том числе экономические. Свободная экономическая зона, по крайней мере, как она декларирована, дает очень широкие возможности, — рассказывает Вадим Денисов.
Для того чтобы развить яхтенный туризм и парусный спорт, недостаточно привлечь судовладельцев с яхтами разных типов. Необходим монофлот, который откроет дополнительные возможности.
– Идея монофлота заключается в однотипных судах, благодаря которым не только профессионалы, но и любители, могут проявить свои качества, соревнуясь на одинаковых судах. Их успех не зависит от типа и состояния яхты. В противном случае приходится идти на самые разные ухищрения, приводить лодки к некоему коэффициенту. Но всегда есть те, кто недоволен. Неважно на чем ходить, хоть в тазиках, но, чтобы это были одинаковые тазики, — добавляет Денисов.
Развитие яхтенной инфраструктуры привлечет много туристов, которые хотят посмотреть на Севастополь и Крым не с берега, а с моря. Например, лодка «Bavaria 47 Cruiser» (а суда такого типа наиболее популярны) готова принять на борт от восьми до десяти человек. Лодка полностью укомплектована для автономного плавания: здесь есть камбуз, гальюн и каюты.
– Если в Севастополе будет порядка сорока таких яхт, и, естественно, при наличии должного уровня инфраструктуры, в город приедут сотни людей, — поясняет яхтсмен.
Интересно, что в Европе на этом направлении давно научились зарабатывать. Есть целые туристические яхтенные маршруты, где запланированы туры вдоль побережья с остановками в самых интересных портах.
По словам Денисова, люди не приезжают экономить, пассивно сидеть на яхте. Большинство хотят успеть все — от хождения под парусом до осмотра местных достопримечательностей.
Парусный спорт — это тоже целая индустрия. Например, в таких странах как Греция и Турция и, конечно, упомянутая Хорватия, давно и успешно проходят масштабные спортивные регаты с участием нескольких десятков яхт.
– Каждая яхта вмещает от восьми до десяти человек, а в регате соревнуются пятьдесят-восемьдесят лодок. Эти люди проводят здесь не один день, тратят деньги, а что еще нужно бюджету города, — добавляет яхтсмен.
Фото: Александра Боярскова / «Русская планета»
Но для того, чтоб такие регаты стали возможны, необходимы одинаковые парусники, лишь тогда все участники смогут находиться в равных условиях, а победа будет зависеть от мастерства.
– Мы сегодня испытываем недостаток монофлота. Федерация в нем нуждается, — отметил Валерий Зубков, президент Федерации парусного спорта Севастополя.
Яхтенные школы — золотая жила, но на полуострове этого пока не поняли. В крупных городах России — Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, давно и успешно работают учебные заведения, обучающие парусному мастерству. Лекции читают здесь, а за практикой приходится ехать за рубеж.
– В России получить полноценный опыт хождения на парусной яхте со множеством элементов достаточно проблематично. Мы хотим, чтобы Севастополь исправил ситуацию, — говорит Вадим Денисов.
Через тернии в бухту
Реализовать задуманное возможно, но прежде следует наладить инфраструктуру. Во-первых, в Севастополе не так много полноценных яхт-клубов и марин (стоянок яхт), куда судовладельцы могут прийти на понятных условиях, пробыть здесь длительное время и быть уверенными, что через пару лет марина не закроется. Во-вторых, техническое обслуживание лодок, для которого нужны специалисты и постоянный доступ к оборудованию, инвентарю, а значит, необходимы яхтенные магазины и дилеры, которые готовы с ними сотрудничать на постоянной основе.
– Здесь, конечно, сложно и новые лодки для чартерного флота достаточно проблематично привезти, потому что они требуют определенных условий по содержанию, техническому обслуживанию, — поясняет Денисов.
В-третьих, инфраструктура южного побережья отсутствует вовсе: не хватает информации о наличии марин в других крымских портах, понятных правил движения, нет даже лоции, то есть путеводной карты мореплавателя.
Яхты будут приходить в Севастополь в том случае, если капитанам станет понятна процедура входа и выхода судов в морской порт города. Пока приходится действовать на ощупь. Вадим Денисов, его экипаж и еще два судна несколько недель шли из Хорватии в Севастополь.
– В тот момент, когда мы планировали приход в севастопольский порт, мы ни от кого не могли получить информацию по оформлению таможенных, портовых процедур. Ее нигде нет. У каждой отдельной инстанции есть свои правила, но, когда их собираешь в общую инструкцию, понимаешь, что выполнить такое нереально, — добавляет он.
Но есть альтернатива, если судовладелец не может или не хочет самостоятельно оформить документы, он обращается к услугам агентов, которые в Европе стоят от 30 до 200 евро.
В странах, где морская система развита хорошо, создана специальная лоция, в которой указано, где и когда возможно открытие границы. Судовладелец без предупреждения может швартоваться на отдельно выделенном и огороженном причале (конечно, в другом месте сходить на берег запрещено, расценивается как нарушение границы), отдать комплект документов и паспорта, и подождать несколько часов. Однако в Севастополе у экипажа Денисова все вышло иначе.
– Мы пришли раньше, нас попросили постоять на рейде. Просьба странная, потому что та глубина не позволила нам встать на якоре, пришлось дрейфовать. Мы ждали, пока подойдет наше время. Только большое судно может точно спланировать время прихода в порт, с парусным такое невозможно. А если бы я опоздал, что, отправили бы обратно? Но дальше мы поразились состоянием той причальной стенки, у которой мы должны были пришвартоваться и пройти все таможенные процедуры. Высота стенки больше 3 метров, крепиться проблематично, пришлось пробовать разные варианты, закидывать сразу три якоря, цепляться. Но мы — профессионалы, а представляете, если это будет делать любитель. В тот день была хорошая погода, нам повезло, но небольшая волна могла бы прибить нас к стенке и повредить судно. Для того чтобы законно, не нарушая границ, войти в морской порт Севастополя необходим ни один день. Что касается агентирующих компаний, то они предложили нам свои услуги, но за баснословную цену, порядка 600 долларов с каждого судна. Понимаете, сложилась парадоксальная ситуация: мы, граждане России, на российском судне не могли войти в российский порт, — недоумевает Вадим.
И все же удалось, но это настойчивая команда профессионалов, которые хотят здесь не просто отдыхать, но и работать, развивать бизнес. Яхтсмены-любители, простые туристы на такую авантюру не решаются. 7 апреля в Балаклаве открыли пропускной таможенный пункт, который позволит владельцам маломерных судов с легкостью войти в порт. Это серьезный шаг, которого добивались долгие годы, как при Украине, так и в России. Но пока такой пункт первый и единственный на всем полуострове.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости