Здесь были джинны
Храм святого Луки. Фото: windoftravel.com

Храм святого Луки. Фото: windoftravel.com

История и судьба заброшенных сел в окрестностях Севастополя

В разные времена в окрестностях Севастополя селились разные народности. От многих культур дожили и сохранились до наших дней крепости, скульптуры и иные достопримечательности. Но в Севастополе и рядом с городом есть и неприметные места, в которых когда-то кипела жизнь, но вот уже последние несколько десятилетий не ступала нога человека. «Русская планета» разыскала заброшенные села и узнала их историю и судьбу.

– Крым — это сочетание многих миров, — рассказывает корреспонденту РП крымский историк Александр Пилипенко. — В разное время в Крыму и в Севастополе к власти приходили люди с различными религиозными взглядами. К примеру, когда правили иконоборцы, иконопочитатели уходили в дальние, уединенные места, чтобы там поклоняться иконам. Их вполне устраивала изоляция, они предпочитали селиться вдали от чужаков. Именно это обстоятельство объясняет те факты, что многие заброшенные сегодня деревни расположены в недоступных и труднопроходимых местах.

По словам Пилипенко, иконопочитатели строили храмы и монастыри, вокруг которых в дальнейшем образовывались села и деревни.

– Запустение этих сел произошло тогда, когда люди потеряли смысл прятаться. Они спустились к людям, а те места, где раньше проходил их быт, начали занимать скрывающиеся преступники, отшельники. К примеру, во время Второй мировой войны многие местные евреи прятались от нацистов в таких заброшенных деревнях и селах.

Одно из подобных поселений — село Мармара, раньше находилось на границе Севастополя и Бахчисарайского района.

– Мармар — это средневековый памятник, — говорит Александр Пилипенко. — Сегодня там сохранились развалины средневекового монастыря.

Впервые примерное местоположение села определил немецко-русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник Петер Паллас. В своей книге «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства» он написал, что деревня Мармара, прежде населенная греками, теперь покинута: «У скалы, называемой Чаплак-кая, в уступе которой выдолблены кельи монахов, сходные с инкерманскими, известные здесь под названием Кара-коба, затем далее под именем Шулдан».

В наши дни о местонахождении Мармары мало кому известно. На карте ближайшим к ней пунктом значится село Родное. Но местное население о Мармаре даже не слышало.

– Заброшенное село находится где-то недалеко. Там есть развалины заброшенного монастыря, — говорю я, показывая карту жителю села Родного Олегу.

– Вероятно, это монастырь вон на той горе, — отвечает юноша. — На машине до него не доехать, да и так вы его не найдете. Мы наткнулись на него случайно всего один раз, когда катались в горах на мотоциклах. Специально же даже я его сейчас не найду.

Монастырь носил название Шулдан и действовал с VIII по XIII века. Он находился в скале и насчитывал два храма и около 20 помещений. В дальнейшем он стал составной частью пещерного монастыря Чилтер-Мармара, действовавшего с VIII по XV века. Кстати, сегодня происходит его возрождение. Монахи снова поселились под его стенами, и теперь он является мужским пещерным монастырем Преподобного Саввы Освященного.

В противоположной стороне от села Родного, в полутора километрах когда-то располагалось еще одно теперь уже заброшенное село Кучки.

– Кучки — это уже русское название села, — говорит историк. — Когда-то оно носило татарское название Сурташ. Оно было основано еще в древние века потомками готов и аланов. Когда-то там располагалась крепость, оберегавшая местное население от неприятеля, а также церковь святого Георгия, действовавшая в эпоху княжества.

Бывшее село Кучки. Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»

Бывшее село Кучки. Фото: Анна Чудакова / «Русская планета»

Сегодня от крепости не осталось и следа.

– В Кучках нет ни села, ни крепости, ни церкви, ни каких-либо остатков и упоминания о былой жизни. Сейчас там организован летний отдых с рыбалкой, а близлежащие земли выкуплены и принадлежат частным лицам, — говорит местный житель Олег.

На том месте, где были Кучки, у дороги пасется одинокая корова. Окружающие земли перекопаны и спрятаны за высокими заборами.

Во время Великой Отечественной войны рядом с селом проходили боевые действия. Там находились немцы, которые были обстреляны в декабре из крейсера «Красный Крым». Расселено оно было в период с 1968 по 1977 годы.

– Еще одним заброшенным населенным пунктом в Севастополе является Сары-Кермен, — рассказывает Пилипенко. — Так могли называть Херсонес, который был виден из разных точек Севастополя, но это всего лишь одна из гипотез. Пока это легенда и неисследованный эпизод истории.

Впервые Сары-Кермен упоминается в книгах известного османского путешественника Эвлия Челеби.

– За свою жизнь Эвлия Челеби побывал в Крыму три раза: в 40, 60 и 80 лет, у него издано три разных книги о его путешествиях по полуострову, — говорит историк. — По преданиям, Челеби долгое время болел, и в одну из ночей ему приснился ангел смерти, сказавший: если он хочет жить, то прямо сейчас должен отправиться в путешествие, и тогда он дарует ему долгую жизнь. Эвлия Челеби так и поступил и в итоге умер в глубокой старости богатым и знаменитым. Например, у него была легенда о каменном крымском великане Сал-Сал. Племя этого великана жило в горах. Каменные пещерные города в Крыму соорудили дети Сал-Сала, а некоторые горы — это черепа его сыновей. По легенде, генуэзцы вступили в схватку с этими великанами и хитростью одержали победу. Затем в Крым пришли турки, которые обратили генуэзцев в джиннов. Интересно: на турецком языке генуэзцы называются «джиновезы».

Еще одно заброшенное село называется Лаки, оно находилось в Бахчисарайском районе между селами Высоким и Верхоречьем.

– Село Лаки — это древняя греческая деревня, названная в честь святого Луки, — говорит историк. — Она была построена древними православными греками рядом с храмом, возведенным в его же честь. В те времена в тех местах были в основном греческие поселения. В годы Великой Отечественной войны эта деревня была сожжена немцами.

До недавнего времени в селе сохранялись остатки церкви святой Троицы, возведенной еще в начале XV века. Также недалеко от нее разместились развалины еще более древнего храма и остатки кладбища. От церкви Святого Луки сохранились лишь колокольня да ряд помещений. Примечательно, что в районе села обнаружены следы двух небольших поселений, датируемых VI–VIII веками.

О расстреле немцами жителей Лаки пишет Михаил Македонский в своей книге «Пламя над Крымом»: «Сегодня, 24 марта (1942 года), разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8-месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли».

Другое покинутое село, Ласпи, разместилось высоко в горах. Его построили еще в VIII веке. Сейчас там сохранились лишь развалины монастыря.

– Вероятнее всего, бухта Ласпи получила свое название в честь этого села, — говорит историк. — Бухты переименовывались чаще, чем населенные пункты. О том, что же все-таки означает само слово Ласпи и откуда произошло это название, никому не известно.

О пещерном монастыре местные жители слышат впервые, но все же удается разыскать Володю, который может показать верное направление.

– Развалины монастыря находятся вон на той горе, — говорит он. — На машине вы туда не проедете: путь преграждает шлагбаум. Пешком же в гору идти часа два. Я сам туда на скутере ездил. Случайно на этот храм наткнулся. А еще на соседней горе у нас располагается храм Солнца. Кажется, его чаще посещают туристы.

Ласпи — это старинное греческое село рядом с монастырем, датированным VIII–XIII веками. В период с 1778 по 1783 годы православное население было выселено из Крыма. Эта участь постигла и деревню Ласпи, откуда выгнали 128 греков, оставивших после себя лишь 30 разваленных домов. Возрождаться село начало лишь к 1842 году. Сегодня Ласпи входит в состав Балаклавского района Севастополя и числится как дачный участок, без постоянного населения, площадью 21,4 га.

– По одной из версий, слово «ласпи» переводится с новогреческого и обозначает «грязь», —рассказывает корреспонденту «Русской планеты» севастопольский экскурсовод Александра Осипова. — Это название объясняется геологическими и климатическими особенностями. Тут сохранились остатки средневекового греческого храма на горе Ильяс-Кая, а также ряд христианских памятников.

«Никто нам дом не вернет» Далее в рубрике «Никто нам дом не вернет»История и судьба заброшенных усадеб в Севастополе Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»