«Севастопольцы хотели играть любую роль, даже второго плана»
Фото: Андрей Мединский / «Русская планета»

Фото: Андрей Мединский / «Русская планета»

В городе-герое к 9 Мая непрофессиональные актеры сыграют спектакль «А зори здесь тихие»

В первый выходной в честь Великой Победы, 7 мая, в 18:00 в Культурно-информационном центре в Севастополе состоится премьера спектакля по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Он ставится профессиональным театральным режиссером, а роли в нем исполняют обычные жители Севастополя. «Русская планета» побывала на предпремьерной репетиции.

«Мы не могли обойти стороной тему войны»

Спектакль готовит при поддержке севастопольских властей режиссер, драматург, сценарист и член Союза театральных деятелей Дмитрий Голубецкий. Продюсер — ростовский общественный деятель Татьяна Сивоволова. Этот же спектакль в прошлом году с успехом прошел в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Новороссийске. Как и сейчас в Севастополе, там были задействованы актеры-непрофессионалы. До этого у режиссера уже был серьезный опыт работы с актерами-любителями при создании в Ростове-на-Дону спектакля по пьесе «Женитьба Фигаро».

– Идея спектакля «А зори здесь тихие» родилась год назад. Тогда я откликнулся на предложение Татьяны Сивоволовой сделать постановку к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы не могли пройти мимо этой юбилейной и очень важной для нашего народа даты, — говорит режиссер Дмитрий Голубецкий. — Повесть Бориса Васильева — это глубокий материал, в нем есть объем, позволяющий создать на его основе серьезное драматургическое произведение.

Режиссер переработал повесть, в результате появился сценарий пьесы. Специально для спектакля композитор Олег Коваленко написал музыку. Авторство финальной песни, звучащей в спектакле, принадлежит Дмитрию Голубецкому.

Фото: Андрей Мединский / «Русская планета»

Фото: Андрей Мединский / «Русская планета»

– Уже после прошлогодней премьеры я прочел воспоминания Юрия Любимова, который ставил этот спектакль в Театре на Таганке в 1971 году. Любимову было трудно представить, что в антракте зрители пойдут в буфет пить коньяк, заедая бутербродами. В этом мое видение полностью совпало с его. Моя пьеса, как и Любимова, — одноактная и очень динамичная. Единственное, от чего пришлось отказаться — это ретроспектива биографий главных героев. Сюжет остался неизменным, — продолжает режиссер.

– Тема Великой Отечественной войны для наших людей живая и по-прежнему вызывает острый душевный отклик. Как публика оценила постановку в прошлом году?

– После первых показов я видел, что мы со зрителем об одном говорим, одно знаем, одинаково понимаем и одинаково относимся к героическим событиям Великой Отечественной. Действительно, происходило единение зала и сцены. Общаясь с ветеранами после спектаклей, я понял, что мы делаем нужное дело. Подобной реакции я жду и в Севастополе. Слово «героический» здесь не какой-то избитый штамп. Ведь в нашей стране нет ни одной семьи, которую бы не затронула эта война. И боец, подорвавшийся на растяжке, как мой дед-разведчик, тоже совершил подвиг, как и тот, кто уложил сотни фашистов.

– Повесть Бориса Васильева — классическое, хрестоматийное произведение о войне. Ставить по ней спектакль с непрофессионалами — рискованно.

– Конечно, большой риск. Однако, когда в процессе работы видишь, что человек, который был на полном нуле, вдруг понимает, что с ним происходят метаморфозы — это волшебство. Оно может возникнуть, а может и нет. Но чтобы волшебство появилось, нужно пахать. Люди начинают понимать, что актерская профессия — не цветочная и не банкетная, что это тяжелый труд. И, конечно, я очень серьезно отбирал актеров, мне нужны талантливые люди, которые смогут выполнить поставленные задачи.

«С непрофессионалами работают профессионалы»

Актеры для севастопольской постановки были отобраны на кастинге, который начался в начале февраля 2016 года и проходил в три этапа, как при отборе в театральные вузы.

– Севастополь — особый город, он по-хорошему заряжен патриотизмом. На кастинг пришло более ста человек. Многие были готовы играть любую роль второго плана. Меня это поразило. В результате сложного и кропотливого отбора сформировался актерский состав, — говорит режиссер.

По словам Голубецкого, с непрофессионалами в театре работают профессионалы.

– То есть с актерами-любителями на сцене — профессиональный режиссер, композитор, художник сценограф, художник по костюмам и так далее. От актеров я требую полной отдачи и, если вижу, что что-то не получается, возвращаюсь и добиваюсь необходимого результата. Никто ведь не будет смотреть неинтересное действо на сцене. Все это идет сложно, но сложно — не значит безнадежно. Были моменты, когда в процессе работы приходилось менять актера. Тогда мы откатывались назад, начинали работать с новым человеком. Но сейчас, когда до премьеры остались считанные дни, я вижу, что сложился коллектив, способный выполнить поставленные задачи.

«Любовь к Родине — это не заезженное клише»

– Что самое сложное в работе над спектаклем для вас? — интересуюсь я у актеров, исполняющих главные роли.

– Главная трудность — прожить трагическую судьбу моей героини. События, разворачивающиеся на сцене, трагичны, но и судьба героини, им предшествовавшая, тоже трагична, — говорит Екатерина Антонова, исполняющая роль Жени Комельковой.

С ней согласна Виктория Сорокина, играющая Риту Осянину. По мнению Виктории, сложность еще и в том, что современные люди изменились, поэтому сложно войти в образ, прожить жизнь своей героини.

– Мне сложнее всего не бояться сцены, — отвечает Карина Мурзина, играющая мечтательницу Галю Четвертак, для которой реальная война оказалась гораздо страшнее собственных фантазий о ней.

Кстати, Галя Четвертак попала на войну из библиотечного техникума, а Карина Мурзина по специальности — библиотекарь. Виктория Сорокина и Екатерина Антонова в реальной жизни — предприниматели. Роль командира девушек Федота Васкова исполняет Сергей Зайченко, в обычной жизни он организатор и ведущий развлекательных программ. По словам Сергея, главной трудностью в работе был текст.

– Текста у Васкова много. Пока он не отложился, было тяжело играть. Сейчас эта сложность уже позади, — говорит актер.

– Спектакль заявлен как патриотический. Что означает для вас слово «патриотизм»? — спрашиваю я режиссера в конце нашей беседы.

– Патриотизм — это любовь к Родине. Казалось бы, это заезженные слова. Но бывают моменты, когда то, что видел и слышал много раз, поворачивается в другом ракурсе, и то, что было банальностью вчера, сегодня становится непреложной истиной. Что такое любовь к Родине? Попробуй объясни. Но она либо есть, либо нет. Патриотизм не означает, что нужно бить себя в грудь и орать о ней на каждом углу. Думаю, нужно спокойно делать свое дело, и если людям, живущим рядом в твоем Отечестве, хорошо от этого, значит, ты делаешь все верно.

Дмитрий Голубецкий надеется, что тот трудный путь, который прошли актеры и режиссер всего за несколько месяцев, позволяет верить, что получится интересный зрителю спектакль.

– Я знаю и верю, что с нами Бог и все у нас получится. Мы делаем хорошее дело, — заключает он.

«Мы, граждане России, на российском судне не могли войти в российский порт» Далее в рубрике «Мы, граждане России, на российском судне не могли войти в российский порт»Когда Севастополь сможет стать Меккой отечественного яхтенного туризма Читайте в рубрике «Титульная страница» Мы новый град построимВозможно ли перенести столицу России за Урал — и надо ли? Мы новый град построим

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»