«Жена встает в 3:50 и готовит мне завтрак»
Фото: Элина Мятыга, специально для РП

Фото: Элина Мятыга, специально для РП

Корреспондент «Русской планеты» провела один день в кабине водителя севастопольского троллейбуса

На улице еще темно, но троллейбусы возле депо № 1 на Камышевском шоссе в Севастополе уже выстроились в ряд, ожидая каждый своей очереди. Водители сбились в кучу и, развлекая друг друга анекдотами, ведут задушевные разговоры. Человека, с которым я сегодня отправлюсь в рейс, зовут Александр Борисович Пристайло. На вид это молодой улыбчивый мужчина с короткой стрижкой. Именно его окружают другие водители, видно, что он — душа компании.

«В пробках виноваты маршрутки»

На часах 5:09. В это время и начинается наш рабочий день. Расписание на сегодня следующее: выезжая из парка, мы выходим на 14 маршрут. У нас будет один перерыв на обед, который состоится в 9:30 на Пятом километре. Закончим смену мы в 15:00. Общее время нашей работы составит 8 часов 50 минут.

Запрыгивая в кабину, Александр Борисович замечает, что всегда работает в первую смену.

– Так хоть время на семью остается, — начинает он свой рассказ. — А к раннему подъему я уже давно привык, ведь уже почти 20 лет работаю. Да и удобней это, с утра и людей мало и машин.

Действительно, автомобилей в городе немного, но на остановках уже стоят люди в ожидании транспорта.

– Кто куда едет: кто на работу, кто на дачу, грядки полоть, пока жары нет. За столько лет работы я уже научился различать людей и часто знаю, где они будут выходить, — комментирует Александр.  

На маршруте Александр работает не один. Его сопровождает кондуктор, которая пока мирно спит на пассажирском сиденье. Людей в транспорте немного. В основном это бабушки с сумками и пенсионными удостоверениями. Вероятно, они действительно держат путь на свои приусадебные фазенды.

– Я женат уже 19 лет, — рассказывает Александр, — столько же лет и сыну. С супругой мы познакомились, когда мне был 21 год, а ей 17. Мы общались в одной компании во дворе, с тех пор мы вместе. Сын сейчас учится на судомеханика. А жена работает организатором в музее Героической обороны и освобождения Севастополя. Каждое утро она встает в 3:50 утра и готовит мне завтрак. Сегодня, например, была яичница и бутерброд с сыром и колбасой.

Почему вы решили стать водителем троллейбуса?

– В детстве у моего друга мать работала на троллейбусе. Еще мальчиками мы часто прибегали к ней и помогали, чем могли. Наверное, тогда любовь именно к этому виду транспорта у меня и проснулась.

Вы не считаете, что троллейбусы создают пробки в городе?

– Как раз наоборот, пробки создаются маршрутками. Они перевозят гораздо меньшее количество пассажиров, отсюда их большое количество. Кроме того, водители часто перестраиваются не в тот ряд, создавая тем самым заторы. А троллейбус — это самый экологически чистый вид транспорта, и пробки в городе — это вовсе не его заслуга.

«Сложнее тут дело обстоит с туалетом»

За окном начинает брезжить рассвет. Количество людей в транспорте с каждой новой остановкой увеличивается. Кондукторша просыпается, протирает глаза и начинает продавать билеты пассажирам.

В 6:30 утра в троллейбусе уже не протолкнуться. Так мы доезжаем до Парка Победы, после чего людей в транспорте становится значительно меньше.

– Сейчас люди на море едут, — замечает Александр. — Теперь будут заходить дачники, и ехать до Пятого километра.

В троллейбус заходит пожилая женщина.

– Это Ольга Ивановна Кострова, — представляет ее Александр. — Она много лет водителем у нас проработала. Когда-то я сам у нее стажировался.

Как долго вы водили троллейбус? — интересуюсь у Ольги Ивановны.

– 41 год, — рассказывает она. — Только в 2010 я на пенсию вышла. Сегодня вот на огород еду, в земле копаться. Сейчас работать стало отчасти легче, а отчасти сложнее. Техника новая, рулить легче и безопаснее, на троллейбусы стали устанавливать усилители руля. К тому же новый троллейбус не сможет тронуться с места, пока все двери не будут закрыты. Зато народу и транспорта в городе стало гораздо больше, и приходится маневрировать в потоке машин.

Ольга Ивановна рассказала, что воспитывала одна двух сыновей. Одновременно и работала, и училась. Однажды проспала и забыла забрать из садика собственного сына.

– Я ночью работала, а днем училась. От родственников не было никакой помощи, и поэтому мои малыши ходили в круглосуточный детский сад. По пятницам я их забирала на выходные, но однажды я проспала. Поздно вернулась с работы, ненадолго прилегла, и отключилась. Опомнилась только в 12 ночи. В итоге сынишка ночевал в садике со сторожем.

На конечной остановке стоянка всего несколько минут: за это время едва можно успеть выкурить сигарету.

Как работают курящие водители? — спрашиваю Александра.

– Сам не знаю, — признается он. — Как-то успевают. Гораздо сложнее тут дело обстоит с туалетом. Помню, как-то на завтрак жена накормила меня голубцами со сметаной. Мне еще показалось, что сметана кисловатая, но я все съел. И вот прямо на маршруте у меня скрутило живот, я еле-еле добрался до конечной. Выходить ведь на остановках нельзя, да и некуда. С тех пор я не обедаю на работе. Позволяю себе лишь булку с кефиром.

«Чем больше найдешь, тем больше потеряешь»

В троллейбус заходят контролеры, и начинается проверка билетов.

Много безбилетников сегодня на маршруте? — интересуюсь я.

– Пока только один штраф был. Безбилетный проезд пассажиру в 100 рублей обходится, — уточняет контролер Ольга Ивановна.

На очередной остановке появляются два молодых человека. Один из них — Роман — несколько лет проработал слесарем в троллейбусном депо № 1. Спрашиваю у Романа, часто ли ломаются троллейбусы.

– Старые часто. Они рассчитаны на 10 лет эксплуатации, а у нас встречаются экземпляры 1989 года рождения. У них часто выходят из строя компрессоры, тормозная система и многое другое. Новые же пока работают исправно.

На часах 9:30. Мы доезжаем до конечной остановки, расположенной на Пятом километре. У нас перерыв на обед. Александр по привычке покупает себе кефир с булочкой, а я обхожусь кофе и сэндвичем. И снова отправляемся в путь.

Вы не пробовали себя в других профессиях? — интересуюсь я у Александра.

– Пробовал, — отвечает он. — Однажды я на полгода ходил в море, в Африку. В каждой работе есть свои плюсы. Но мне больше нравится водить троллейбус. Тут и общения с людьми больше, и интересней.

Пассажиры в троллейбусах часто забывают вещи?

– Не очень. Был у меня случай, что охотник задремал, и ружье свое забыл в транспорте. Потом его вернули, а он в благодарность коньяк подарил. У сменщицы кошелек забыли с крупной суммой. Она его отнесла и вернула все до копейки. А что? Чем больше найдешь, тем больше потеряешь. Это правило жизни.

В салоне снова появляются контролеры.

Вам удалось поймать еще безбилетников за это время? — спрашиваю их.

– Нет, больше не было. Лишь один старичок забыл пенсионное удостоверение дома и сошел на остановке.

«У карманников красные руки»

Воспользовавшись свободной минуткой, я решила пообщаться с кондуктором троллейбуса. Елена Тюленева переехала в Севастополь много лет назад из подмосковного города Серпухова и вот уже 20 из них работает здесь.

– Мой муж военный, и его распределили сюда на службу, — рассказывает она. — Сама я училась в городе Чехов на печатника плоской печати. Но устроиться на работу по специальности в Севастополе у меня не получилось. Вот и пошла работать кондуктором. Мне нравится мое дело. Я люблю общаться с людьми, у меня уже много знакомых пассажиров.

Пьяные и неадекватные люди к вам не пристают?

– Да что с них взять, проспятся — сами будут себя винить, что вчера перебрали. Бывали случаи, когда утром они передо мной извинялись и оплачивали сразу две поездки: и вчерашнюю, и сегодняшнюю.

– А я помню случай, как однажды в пустом троллейбусе ко мне подошел подвыпивший человек и попросил продать ему два билета, — рассказывает Александр. — Я окинул взглядом транспорт, убедился, что он едет один — спрашиваю: для кого второй билет. На что он мне отвечает: «Ты ведь тоже со мной едешь!» Я продал ему два билета, а на остановке, когда он выходил, то напомнил: «Смотри, я за тебя заплатил!». Над этой историей мы потом долго смеялись в депо.

А карманники часто встречаются?

– Были недавно, — заявляет Александр. — Вообще они появляются систематически, в основном работают в летний сезон. Их сразу видно. Как правило, они заходят группой по нескольку человек в задние двери.

– У них почему-то всегда красные руки, как после мороза, — замечает Елена Николаевна. — У меня прямо «чуйка» на них. Даже не знаю, чем это объяснить.

– Вы не пробовали их задерживать и сдавать в полицию? — интересуюсь у Елены Тюленевой.

– Нет. Я их боюсь. Конечно, я пытаюсь предупреждать пассажиров, но сама на рожон не лезу.

Елена Николаевна рассказала, как еще в детстве ее мама стала свидетелем карманной кражи: вор пытался порезать сумочку одной из пассажирок в автобусе. Мама не успела отреагировать, зато какая-то женщина подняла крик. Тогда карманник повернулся к ней, провел лезвием по лицу и выскочил на остановке.

– Мама пришла домой вся не своя и рассказала мне эту жуткую историю. Поэтому я стараюсь держаться от них подальше, — рассказывает Елена Николаевна. — К тому же мой сын учился в школе с одной девочкой. Я общалась с ее мамой. Затем ребята выросли, а в стране настали тяжелые времена. Так вот, и мама, и дочка тогда стали карманниками и много лет работали в Севастополе, воруя в транспорте. Правда я давно их не встречала, может, посадили уже.

Наша смена подходит к концу. На прощание я интересуюсь у Александра: какие планы на оставшийся день.

– Я сейчас на полигон поеду, поучу друга машину водить. А оттуда домой, заберу жену с сыном. И на море рванем, купаться!

«Я сама не знаю, кто же окажется убийцей» Далее в рубрике «Я сама не знаю, кто же окажется убийцей»«Агата Кристи» из Севастополя рассказала «Русской планете» о том, как пишутся детективы Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

26 августа 2014, 17:28
Здорово, жизненно)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»